Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?


Мастер классы, семинары

Мастер класс учителя высшей категории МАОУ гимназия № 2 Садовой О.В.

 

Методический семинар на тему: «Формы, методы и приемы проведения уроков, занятий в рамках ФГОС»

 

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Для реализации поставленных перед учителем задач в логике системно-деятельностного подхода используют всем знакомые формы, методы и приемы обучения, но не обошлось и без новшеств. Рассмотрим наиболее актуальные из них.

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и так далее. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский .

В современной школе используются как традиционные методы обучения, так и инновационные.

В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, например такие, как модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов. Рассмотрим  более подробно некоторые из них.

Модульное обучение

  Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендации по выполнению этих заданий. Модуль - целевой функциональный узел, в который объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

 Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащихся. При такой организации работы он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных учащихся. Модульно-технологическое обучение позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Возможности модульной технологии обучения огромны, так как, благодаря ей, центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Самое важное в построении модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

Электронно-интерактивное обучение

      Электронное - интерактивное обучение – образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (интернет и корпоративные сети).

       Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и т.п. Для образовательных проектов актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы.

Средства и методы электронно-интерактивного обучения

  • интерактивные ресурсы и материалы, электронные библиотеки и ЭБС;
  • обучающие материалы и курсы;
  • обсуждения в реальном режиме времени;
  • чаты и видео чаты;
  • электронная почта;
  • видеоконференции;
  • видео консультации и программные приложения совместного использования.

Инструменты электронно-интерактивного метода

  • веб - конференции;
  • онлайн - семинар;
  • вебинар.

Преимущества электронно-интерактивного метода

  • обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения;
  • сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объём самостоятельной работы;
  • обучающиеся приобретают навыки владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;
  • вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень достоверности;
  • актуальность и оперативность получаемой информации;
  • гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключиться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;
  • использование таких форм, как календарь, электронные тесты позволяет обеспечить более чёткое администрирование учебного процесса.

       С уверенностью можно сказать, что интерактивное обучение это основа развития познавательной компетенции.

Проблемное обучение

        Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Этапы проблемного обучения

  • информационные, не требующие творческой активности личности;
  • тренировочные, включающие повторение действия и контроля за успешностью выполнения.

Этапы познавательной деятельности

     Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности.

Исследовательско-методическое обучение и метод проектов

 Развитие у обучающихся способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути её решения возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

  Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.

Этапы проектной деятельности:

< >наличие проблемы, требующей интегрирующих знаний и исследовательского поиска её решения;самостоятельная деятельность учеников;стрктурирование содержания части проекта с указанием поэтапных результатов;использование исследовательских методов, обсуждение метода исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели. Практика проведения учебных исследований рассматривается как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей.

Любой метод обучения имеет комплекс приемов обучения.                

Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре [5].

В настоящее время, в век информационных технологий, возможностей у педагогов для выбора приемов обучения огромное количество.

Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Взять, к примеру, средневековое обучение. Основное его содержание состояло в чтении, заучивании и переводе текстов Библии и различных догм. Из-за этого у учащихся развивалась пассивность мыслей и действий. Современная дидактика напрочь отказалась от этого метода. Теперь от ученика требуется не бездумное заучивание огромных кусков текста, а творческое и сознательное изучение материала, а также умение его анализировать.

Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы и идти в ногу со временем.

 

 

Полезные ссылки






Новости Минпросвещения России Год педагога и наставника Народный фронт Мой Новороссийск Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации  КРАСНОДАРСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ ОРДЕНОВ ЖУКОВА И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ КРАСНОЗНАМЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА АРМИИ С.М.ШТЕМЕНКО Национальные проекты России 78 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Гос услуги ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ  ИРЦ «ШКОЛЬНИК 2» Журнал ВиД Министерство образования и науки РФ Управление образования Сетевой город